Ушел из жизни на 85 году Якутин Анатолий Александрович педагог дополнительного образования АУ ДО РА «Республиканский центр дополнительного образования»

  • Печать

     Якутин Анатолий Александрович родился в 1935 году. В 1959 году окончил Борисоглебское Высшее авиационное училище летчиков имени В.П. Чкалова. В 1968 г. поступил на работу в Барнаульский авиаотряд, где проработал более 30 лет. Общий налет 13950 часов. Освоил полеты на воздушных судах 12-ти типов - самолёты и вертолёты. Внёс большой вклад в разведку и освоение нефтяных и газовых месторождений в Тюменской области и Западной Сибири.

     Участвовал в строительстве ЛЭП в Горном Алтае, выполнял специальные полеты с работниками космодрома Байконур после запуска космических кораблей. Награждён Знаком «Отличник Аэрофлота». 

     В прошлом летчик, нашёл свое призвание в педагогике. Бессменный руководитель "Школы летчиков" Республиканского центра дополнительного образования. «Трудные» заброшенные подростки с увлечением и большим желанием начали осваивать новый для них вид деятельности. Для многих это стало продолжением их дальнейшей судьбы. На протяжении более 30 лет Школа  юных летчиков являлась центром допрофессиональной подготовки будущих специалистов авиации. Ежегодно 90% выпускников Школы поступали в различные учебные заведения гражданской авиации России. Ответственный, доброжелательный, всегда находился на передовых позициях в дополнительном образовании в вопросах патриотического воспитания и профориентации. Награждён Всероссийской общественной наградой - Золотой медалью «За полезное» в номинации «За работу с детьми», Почётной грамотой Министерства образования, науки и молодёжной политики РА, Почётной грамотой Государственного собрания – Эл Курултай РА. Анатолий Александрович Якутин награжден медалью "За вклад в развитие образования". Его имя также вошло в международную энциклопедию «Лучшие в образовании» проекта «Одаренные дети».

12

     В одном из Западно-Сибирских регионов нашей страны есть красивейший по природе, уникальный, можно сказать - сказочный уголок, это Республика Алтай, но не о природных особенностях этого края сейчас пойдет речь, а о людях, живущих и работающих там. Точнее - об одном из немногих, который «вкладывает свою душу» в своих воспитанников, стараясь вырастить из них настоящих, уверенных в завтрашнем дне, хороших товарищей и патриотов своей Отчизны. Кроме того, он прививает им любовь к небу и авиации. И делает это не формально, а действительно по призванию, от всей души и глубоко профессионально, считают многие из тех, с кем он работал ранее или кого учил этому трудному, но интересному и захватывающему делу - служить ее величеству авиации.13
     Чтобы все стало более понятным, уточним, речь пойдет о Центре дополнительного образования детей, который работает в г. Горно-Алтайске. Об одном из его педагогов, но это не хормейстер, не учитель танцев или рисования, даже не преподаватель автодела, и в этом нет ничего необычного, если бы не то, что он профессиональный летчик.
     Анатолий Александрович Якутин начинал службу в военной авиации, затем работал гражданским пилотом, освоил 14 типов самолетов и несколько типов вертолетов, налетал 14 тыс. часов, выполнил более тысячи прыжков с парашютом, он инструктор-лётчик-парашютист первого класса. Отличник Аэрофлота. Когда пришло время ему официально уходить на пенсию, то не смог усидеть дома, сложа руки, потому и стал заниматься с детьми. Вышло так, что уже 30 лет помогает ребятишкам разъяснять азы авиационных профессий, вселять в их юные души романтику полетов, знакомить с историей русской авиации, чтобы они потом могли найти свою дорогу в небо или просто стать достойными уважения людьми. Получается, что воспитанию детей он отдал уже в два раза больше времени, чем пилотской кабине и штурвалу. Но это даже и к лучшему. Скольких ребят он смог отучить от «нравов улицы», направить их энергию в нужное русло, зародив в них мечту о профессии пилота, штурмана, спортсмена-парашютиста или стюардессы.
     Как рассказывает Анатолий Александрович, он много усилий прикладывал, особенно в 1990-е годы к тому, чтобы не дать «захлестнуть» новой волне полубеспризорных детей пагубным страстям уличного хулиганства, он в буквальном смысле вытаскивал их к себе на занятия в «Школу летчиков». Ходил по чердакам и подвалам, собирая и заинтересовывая ребят новым делом, проводил работу совместно с представителями горисполкома, но по большей части действовал способом «свободной охоты», как говорят военные летчики.

    14 Потом, когда появились результаты воспитательной работы, к нему со всего города стали обращаться родители, учителя и даже инспекторы по делам несовершеннолетних. Все они просили об одном: взять на поруки очередного трудного подростка. Никому не отказывал, принимал всех в свою группу любителей авиации, отдавая им все свое время, живя их заботами, одновременно незаметно перевоспитывая и заинтересовывая ребят все больше и больше авиацией.
Своё собственное знакомство с небом он начал давно, еще тогда, когда первоначальное обучение в аэроклубах проходили на знаменитых самолетах По-2, многие помнят фильм «Небесный тихоход», который посвящен женской эскадрилье, летавшей как раз на этих бипланах. После были уже более современные Як-18, а затем ему предложили учиться в 24-м военно- виационном училище летчиков в Павлодаре. Отличные знания и навыки, полученные в школе первоначальной летной подготовки, позволили курсанту Якутину впоследствие окончить Борисоглебское военное училище лётчиков и стать в строй пилотом реактивного истребителя МиГ-15бис. И вот она - дорога в небо открыта. После МиГ-15 он успешно освоил МиГ-17. Вот-вот должны были их переучивать на новейший, по тем временам, секретный сверхзвуковой МиГ-21, который привезли в их часть в Эстонии, но его даже не расчехляли. В то время это было действительно особо секретное изделие. Все лётчики находились в состоянии трепетного ожидания от открывавшихся горизонтов военного прогресса, но, к сожалению, многим так и не удалось посмотреть на МиГ-21, потому что это был печально известный в истории российской авиации 1960-й год. В декабре того года начались массовые сокращения в авиационных частях по всей стране. Попал «под раздачу» и перспективный лётчик А.Якутин, пришлось снять погоны и возвращаться в свои родные места. «Бульдозер» хрущёвских реформ, проехавшийся по авиаторам, надолго отбил у многих энтузиазм и романтику лётной профессии, культивируемые в нашей стране, наверное, со времен Можайского. Всех сразу решили переделать в ракетчики. Ракетные войска на десятилетия превратились в самые элитные части. По воспоминаниям Анатолия Александровича, через некоторое время многие стали задумываться над техническими возможностями ракет и самолётов, стали сравнивать возможности человека и автоматических систем ракет. Стало приходить понимание того, что человек-пилот-оператор по многим параметрам может иметь больше возможностей, чем просто ракета. «Своими мозгами доходили до того, что предугадывали «ход мыслей ракеты» и, учитывая собственное мастерство и сноровку, научились обманывать их», - вспоминает он. - «Если лётчик знал радиус действия и возможности по поражению ракеты, она вообще могла нас никогда не поразить». Как-то в 1963 году его вызвали на сборы. Там с лётчиками и стали заниматься тестами, сравнивая, кто умнее: ракета или пилот. «Мы знали, как обмануть ракету, как уйти от неё, зная её ТТХ. И этому нас подробно учили на сборах», - признается он.

     В то время у него было хобби - музыка. Он руководил духовым оркестром, на одном из конкурсов художественной самодеятельности они завоевали первое место, об этом бывшем лётчике и сегодняшнем музыканте и написали в газете «Алтайская правда». Именно через информацию в газете его и нашёл начальник аэроклуба города Барнаул Кононов Петр Асекретович. Вызвал через военкомат на беседу и предложил учить и воспитывать юную смену авиаторов. С 1964 года он начинает работать в родном Барнаульском аэроклубе. Стал помогать готовить лётчиков, теперь его должность называлась: лётчик-инструктор. Летал на Ан-2, Як-18, готовил спортсменов для спортивных соревнований. Неожиданно ему поручили готовить и парашютистов, никогда ранее не приходилось это делать. Конечно, знал примерно, как это надо делать, но... Поначалу очень смущался, мол, «какой из меня парашютист, шесть прыжков и одно катапультирование» и, как многие лётчики, не очень-то жаловал прыжки с парашютом. Сначала его задачей было просто открывать небо для крылатой пехоты, а потом - сам начал прыгать с парашютом. Начальство направляет его в Калугу, повышать квалификацию. Центральную объединённую лётно-техническую школу ДОСААФ он успешно заканчивает 3 октября 1967 года.

     И много лет А.Якутин готовил спортсменов-парашютистов. Сегодня он может сказать, что среди тех, кому он помогал в становлении, есть мастера международного уровня, такие, как Лидия Ерёмина - заслуженный мастер спорта, абсолютная чемпионка мира по парашютному спорту и многократная чемпионка различных престижных соревнований. Ещё Елена Житнева (Попова) - мастер спорта по парашютному спорту (см. «Авиапанорама» № 3-2012. В.Попов «Пилотом можешь ты не стать, но гражданином станешь». Прим. ред.), многократная рекордсменка мира и Европы. Кроме них, он еще воспитал более двадцати мастеров по парашютному спорту. «Внучатые» ученики Якутина и сегодня занимаются во многих аэроклубах Сибири и Дальнего Востока.

     Многие годы, продолжая традиции якутинской школы, в барнаульском аэроклубе работали командирами парашютного звена и Л.Еремина, а затем и Е.Житнева, готовили новое поколение спортсменов-парашютистов, которые с честью отстаивали на различных соревнованиях спортивное знамя Алтая, привозили заслуженные награды в родные стены аэроклуба. Известны и такие факты, например, у Л.Ереминой дочка Ольга (Лепезина) стала мастером спорта международного класса, завоевывала титул чемпионки мира по воздушной акробатике, многократная рекордсменка мира. Сын Е.Житневой Игорь Попов также занимается парашютным спортом и летает на Ан-2 в аэроклубе. Есть среди его учеников много ребят, которые идут учиться в авиационные вузы страны, после окончания училищ идут служить в армию лётчиками, техниками, десантниками. Например, Мясной Вадим уже закончил гагаринскую академию и продолжает служить в ВВС России. О всех с первого раза и невозможно рассказать.

     Но где и как он учил лётной науке подростков, может возникнуть резонный вопрос. Началось все в 1978 году, на базе одного из профтехучилищ, где он организовал свою «Школу лётчиков». Это название он придумал сам. В этот проект, как сказали бы сейчас, он вложил всю свою энергию и продолжает трудиться на этом поприще до сих пор. За всё это время ему удалось собрать хорошую материально-техническую базу, которая стала наглядно-методической. Бывшие сослуживцы со всего Союза, были даже те, кто работал в ЦАГИ, стали присылать для его новой работы «наглядные пособия»: двигатель вертолёта Ми-17, различные приборы, лётно-навигационное оборудование, парашюты, есть даже кабина истребителя (которая в данный момент стоит на складе из-за отсутствия достаточного места для установки в учебном классе). Предлагали в дар ещё и кабину Як-52, да вот незадача, поставить ее негде.

    15 И самая большая гордость школы - это настоящий учебно-тренировочный реактивный самолет Л-29 «Дельфин», подарок от самого маршала авиации А.Покрышкина. В начале 80-х годов, когда наш знаменитый земляк, трижды Герой Советского Союза узнал про то, что совсем в «нелётном» месте есть такая школа, распорядился передать в Горно-Алтайск самолёт, чтоб мальчишкам легче было изучать авиационное дело. Сейчас этот самолёт, с бортовым номером 02 находится в аэропорту Горно-Алтайска. После реконструкции аэропорт значительно обновился и сейчас как никогда нуждается в молодых авиационных кадрах. Кстати, многие из работников аэропорта так или иначе связаны с авиационным наставником молодежи А.Якутиным, знают его лично и уважают за преданность авиации.

     В Горно-Алтайске вот уже больше года работает аэропорт, выполняются регулярные рейсы в Москву и Новосибирск. На официальном открытии воздушной гавани присутствовали и воспитанники Якутина. Хочется выразить слова благодарности руководству аэропорта за возможность проводить практические занятия на самолёте Л-29, который много лет стоит на охраняемой территории. «Дельфин», который в два, а то и в три раза старше мальчишек, посещающих «Школу лётчиков», позволяет прочувствовать ход ручки управления самолетом и рычага управления двигателем. Когда-то давно на нем даже запускали двигатель, и воспитанники выполняли руление. Потом пришла строгая директива сделать самолёт не летающим, и теперь его можно лишь буксировать.

     Сегодня «Школа лётчиков» имеет, как говорится, крышу над головой, да вот беда, в республиканском Центре дополнительного образования детей не так уж и много места, приходится ютиться любителям авиации в одном-единственном кабинете. Хотя, понимаете сами, сейчас все труднее становится заинтересовывать детей какими-либо кружками, если это не компьютерные игры или карате, дети всё реже и реже посещают особенно технические кружки, предпочитая компьютер и интернет, как способ своего дополнительного образования, но вот «Школа лётчиков» ещё пока стабильно пользуется популярностью благодаря большому энтузиазму ее бессменного руководителя Анатолия Александровича Якутина, заслуженного ветерана авиации, настоящего патриота. 

Темир ТРОЯКОВ методист АОУ «Республиканский Центр дополнительного образования детей», г. Горно-Алтайск.
№5 • 2012
Источник:  http://aviapanorama.ru/wp-content/uploads/2012/11/44.pdf